Резервное копирование — это создание копий информации для её восстановления в случае повреждения (уничтожения) оригинала. Давайте рассмотрим 10 принципов резервного копирования информации, чтобы в любой ситуации предотвратить безвозвратную потерю данных.
1. Принцип резервного копирования 3-2-1
Это правило впервые описал Peter Krogh в своей книге «Управление цифровыми активами для фотографов». Принцип 3-2-1 звучит следующим образом: нужно иметь 3 дубликата информации, 2 из них хранить на разных носителях (или форматах хранения), а одна копия должна физически находиться в другом месте (в оригинале звучит «за пределами офиса»).
Эта стратегия не является догмой, обязательной к исполнению. Вы на свое усмотрение можете частично или полностью следовать этим трём правилам. При этом никто не запрещает иметь больше резервных копий, форматов или мест хранения.
2. Избыточность
Большое количество резервных копий уменьшают вероятность повреждения или потери всей информации. В свою очередь избыточность пересекается с экономической составляющей бэкапа. Запоминающие устройства не дешевы. Поэтому решайте сами сколько нужно дубликатов информации, чтобы исключить любые непредвиденные ситуации.
3. Проверка состояния резервных копий
Проверяйте состояние резервных копий, их целостность и читаемость. Проще всего сверять контрольную сумму файлов, для отслеживания изменения. Время от времени осуществляйте тестовое восстановление, чтобы убедиться в отсутствии ошибок и искажений.
4. Раздельное хранение оригинала и резервной копии
Оригинал информации и её дубликат должны храниться физически отдельно. 10 марта 2021 года в Страсбурге сгорел крупный дата-центр OVH SBG2. Всем, кто там арендовал сервера, пришлось восстанавливать свои данные из резервных копий. Сообщалось, что часть инфы пропала навсегда, потому что оригинал и бэкап хранились в одном дата-центре. Видимо нет абсолютно надежных систем. Облачные хранилища считаются безопасными. Но даже самое маловероятное событие может произойти.
5. Регулярный бэкап
Если информация не изменяется, достаточно один раз создать резервные копии и хранить их. Но такое случается редко. Обычно данные накапливаются, обновляются, пересматриваются. Принцип регулярности поможет всегда иметь резерв актуальной информации.
6. Автоматизированное резервное копирование
Всем известно, что человеческий фактор в 90 % случаев, становится причиной потери информации. Ручной бэкап создаётся в свободное время, не придерживаясь графика, и поэтому считается ненадежным. Резервное копирование лучше доверить программам, которые пунктуально выполняют все запрограммированные действия. Это позволяет всегда иметь нужные копии файлов под рукой.
Подбирайте программное обеспечение в зависимости от выбранного метода организации резервного копирования (клонирование, зеркальные папки и т.п.).
7. Отказоустойчивость устройств памяти для резервного копирования
Создавайте резервные копии файлов на специальных внешних носителях, которые используются только для бэкапа. Если задействовать эти устройства памяти для повседневных задач, в него могут проникнуть компьютерные вирусы, или физический износ из-за длительной эксплуатации приведет к повреждению информации и носителя. После завершения резервного копирования всегда отключайте внешний накопитель от компьютера.
8. Шифрование резервных копий
Резервные копии, которые хранятся за пределами жилища или офиса нужно зашифровывать. Следуя этому правилу, вы сохраните конфиденциальность своих данных. Даже попав к посторонним, те не смогут их расшифровать и воспользоваться.
9. Ротация накопителей для бэкапа
Ваша стратегия резервного копирования должна предусматривать возможность периодической замены отработанных и испорченных резервных носителей. Если вы видите, что ресурс работы устройства памяти подходит к концу, перенесите файлы без потерь на новый накопитель.
10. Организованность и удобство хранения резервных копий
Организуйте хранение резервных копий таким образом, чтобы вы без труда быстро находить и восстанавливать любой файл, нужной версии, в минимальное число кликов или действий.
Похожие темы
Главный принцип — просто делать время от времени.